FORTOVED
Начало » Дополнительный (Additional) » Военные музеи и выставки » Аврора, крейсер
Re: Аврора, крейсер [сообщение #44770 является ответом на сообщение #44765] сб, 25 мая 2013 20:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Алексей
Сообщений: 347
Зарегистрирован: декабря 2010
Географическое положение: Мурманск
Батареец_1 писал(а) сб, 25 мая 2013 15:40


С ума можно сойти! А откуда же тогда автор брал номера? Формуляров ведь на крейсере нет.


Признаться, удивлён не меньше Вас...
Ну что-же, всего-навсего проявилось истинное отношение к читателям... В этом не удивлён...
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45045 является ответом на сообщение #21990] чт, 13 июня 2013 19:54 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Итак, "Аврора" и её пушки.

index.php?t=getfile&id=21419&private=0

Прежде всего хочу отдать должное Н. Гаврилкину, автору той самой первой публикации ("Пушки "Авроры", сборник "Наваль", № 1, 1991 г.), и сказать, что всё нижеследующее делается с целью дополнить, внести точность и исправить некоторые ошибки, которые имели место в той публикации. Для своего времени публикация замечательная, с неё у многих, как я думаю, возник интерес к судьбе отдельных орудий. Опять же делать сейчас какие-то скоропалительные выводы, основанные на личных симпатиях/антипатиях, как кое-кто спешит, считаю неуместным. Публикация, о которой речь, имела место 22 года тому назад, и критиковать её сейчас довольно просто. Ошибки же, возникшие в ней, могут быть связаны как с тем, что весьма трудно установить номер на закрашенном десятью слоями краски казённом срезе при натурном обследовании, так и с тем, что ошибка была допущена гораздо раньше, каким-то образом попав в архивные документы, после чего повторялась и повторялась. Теперь же на расчищенных стволах картина почти ясная. Но обо всём по порядку.

Так получилось, что мы с тов. miall'ом действительно завернули на "Аврору" экспромтом, время было весьма ограничено, всё пришлось делать в быстром темпе и не везде карты были раскрыты, то есть интересующие фрагменты стволов почищены. О станках и говорить не приходится - всё зачехлено. Далее орудия будут представлены практически в том же порядке, как мы их осматривали: от кормы в нос по правому борту и с носа в корму по левому.

Ютовое орудие.

index.php?t=getfile&id=21420&private=0

index.php?t=getfile&id=21421&private=0

Казённый срез качественно закрашен. На месте было не разобрать, но на полномасштабном снимке после обработки № 208 ОСЗ угадывается, год изготовления не виден, но с указанным в названной публикации 1899 вполне можно согласиться.

Дополню: Положение тела орудия в обойме таково, что обычное место, где выбивались литеры "М.А." сверху на орудии, закрыто этой самой обоймой, а на казённом срезе что-либо разглядеть весьма проблематично.

Следующее орудие по правому борту.

index.php?t=getfile&id=21422&private=0

index.php?t=getfile&id=21423&private=0

Тут всё видно невооружённым глазом: № 136 ПОЗ, год изготовления недочищен, но на более ранних фото, когда краски было не столько, он хорошо читается - 1906. Пушка была заказана военным ведомством для береговой артиллерии - о том говорят большие буквы "С.А.". Тут никаких возражений.

P. S. Большая просьба. Выкладывать буду по мере возможности, потому прошу немного терпения - хотелось бы сначала выставить фото всех 14 орудий, а потом уже переходить к обсуждению, буде таковое возникнет.
  • Вложение: DSC_6634_small.jpg
    (Размер: 79.21KB, Загружено 1004 раза)
  • Вложение: DSC_6594_small.jpg
    (Размер: 78.15KB, Загружено 987 раз)
  • Вложение: DSC_6595_small.jpg
    (Размер: 80.76KB, Загружено 995 раз)
  • Вложение: DSC_6592_small.jpg
    (Размер: 85.71KB, Загружено 1013 раз)
  • Вложение: DSC_6593_small.jpg
    (Размер: 77.01KB, Загружено 967 раз)

[Обновления: чт, 13 июня 2013 21:42]

Известить модератора

Re: Аврора, крейсер [сообщение #45048 является ответом на сообщение #45045] чт, 13 июня 2013 21:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Да, по предыдущему забыл сказать, что в Севастопольской крепости на 1925 год находилось орудие № 136 ОСЗ, а здесь Пермского завода, у этого орудия своя история.

Следующее орудие, вид справа и с казённой части.

index.php?t=getfile&id=21424&private=0

index.php?t=getfile&id=21425&private=0

Надпись на казённом срезе местами почищена, интересующие фрагменты можно рассмотреть:

index.php?t=getfile&id=21426&private=0

index.php?t=getfile&id=21427&private=0

Фрагмент предыдущего снимка крупнее. Номер ствола читается без ошибок, № 4173 ПОЗ. Год изготовления угадывается как 1902. Надпись о ведомственной принадлежности орудия (С.А. или М.А.), увы, не обнаружена. В публикации Н. Гаврилкина в таблице приведен номер орудия как 4173 (102), где 102 - это скорее всего номер станка. Ну а на схеме указано 4174/102, то есть явная опечатка.

Следующее орудие:

index.php?t=getfile&id=21428&private=0

index.php?t=getfile&id=21429&private=0

Тут почти всё ясно, № 212 ОСЗ, 1899 год. Нет только надписи о ведомственной принадлежности.
  • Вложение: DSC_6629_small.jpg
    (Размер: 79.21KB, Загружено 995 раз)
  • Вложение: DSC_6598_small.jpg
    (Размер: 78.94KB, Загружено 1014 раз)
  • Вложение: DSC_6599_small.jpg
    (Размер: 81.75KB, Загружено 977 раз)
  • Вложение: DSC_6599_frag.jpg
    (Размер: 137.07KB, Загружено 839 раз)
  • Вложение: DSC_6602_small.jpg
    (Размер: 77.30KB, Загружено 813 раз)
  • Вложение: DSC_6603_small.jpg
    (Размер: 66.16KB, Загружено 997 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45051 является ответом на сообщение #45048] чт, 13 июня 2013 22:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Дальше идёт троица пушечек по правому борту:

index.php?t=getfile&id=21430&private=0

Со следующим орудием предстоит сделать важное уточнение.

index.php?t=getfile&id=21431&private=0

index.php?t=getfile&id=21432&private=0

Орудие производства "Шнейдера", то есть по имеющейся на сегодня информации его следует однозначно отнести к заказу Военного ведомства для Либавской крепости. Номер почищен, и на увеличенном фрагменте хорошо видно, что это номер 208, а не 203, как сказано в публикации. Таким образом, на "Авроре" сейчас стоят два орудия с номером 208, одно производства ОСЗ, другое - "Шнейдер".

index.php?t=getfile&id=21433&private=0

Одно из незначительных отличий орудий французского производства: сверху у казённого среза, где на русских пушках была выполнена площадка для установки квадранта, на француженках таковая отсутствует, а на этом месте выбит год изготовления. 1905.

Следующее орудие:

index.php?t=getfile&id=21434&private=0

№ 644 ОСЗ производства 1911 г. Надпись "С.А."/"М.А." не обнаружена. Интересно отметить номер, выбитый на затворной раме - 4173. Пермский ствол за этим номером был несколько выше...
  • Вложение: DSC_6605_small.jpg
    (Размер: 62.33KB, Загружено 1046 раз)
  • Вложение: DSC_6606_small.jpg
    (Размер: 65.90KB, Загружено 996 раз)
  • Вложение: DSC_6607_frag.jpg
    (Размер: 81.68KB, Загружено 1012 раз)
  • Вложение: DSC_6626_small.jpg
    (Размер: 60.43KB, Загружено 991 раз)
  • Вложение: DSC_6609_small.jpg
    (Размер: 59.13KB, Загружено 1005 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45052 является ответом на сообщение #45051] чт, 13 июня 2013 22:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Дальше в первом спонсоне по правому борту стоит пушка "М.А." № 104 ПОЗ изготовления 1904 года.

index.php?t=getfile&id=21435&private=0

index.php?t=getfile&id=21436&private=0

Интересно отметить номер, выбитый на затворе - 4173. Пермский ствол за этим номером был несколько выше...

Вид на это орудие с полубака:

index.php?t=getfile&id=21437&private=0

С баковым орудием всё ясно № 329 ОСЗ изготовления 1901 года. Место, где обычно наносились литеры "М.А." скрыто под обоймой.

index.php?t=getfile&id=21438&private=0
  • Вложение: DSC_6610_small.jpg
    (Размер: 73.42KB, Загружено 887 раз)
  • Вложение: DSC_6612_small.jpg
    (Размер: 69.05KB, Загружено 1001 раз)
  • Вложение: DSC_6613_small.jpg
    (Размер: 110.75KB, Загружено 924 раза)
  • Вложение: DSC_6614_small.jpg
    (Размер: 65.50KB, Загружено 817 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45053 является ответом на сообщение #45052] чт, 13 июня 2013 22:34 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Дальше идём от носа в корму по левому борту.

index.php?t=getfile&id=21439&private=0

index.php?t=getfile&id=21440&private=0

В первом спонсоне по левому борту установлено орудие № 597 ОСЗ производства 1909 г. Место, где на стволе обычно выбивались литеры "М.А." закрыто обоймой. Тут никаких возражений.

Следующее орудие - № 197 производства "Шнейдера".

index.php?t=getfile&id=21441&private=0

index.php?t=getfile&id=21442&private=0

index.php?t=getfile&id=21443&private=0

Орудие качественно закрашено, год изготовления - 1905 - едва угадывается, но тут ещё видна надпись что-то вроде "CANON DE 6..."
  • Вложение: DSC_6617_small.jpg
    (Размер: 56.11KB, Загружено 839 раз)
  • Вложение: DSC_6618_small.jpg
    (Размер: 52.34KB, Загружено 964 раза)
  • Вложение: DSC_6619_small.jpg
    (Размер: 65.32KB, Загружено 979 раз)
  • Вложение: DSC_6627_small.jpg
    (Размер: 54.27KB, Загружено 945 раз)
  • Вложение: DSC_6628_small.jpg
    (Размер: 44.06KB, Загружено 955 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45054 является ответом на сообщение #45053] чт, 13 июня 2013 22:55 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Следующее орудие - № 266 ОСЗ изготовления 1900 г. Тут всё верно. Надписи "М.А."/"С.А." не обнаружено, но обычное место под "М.А." под обоймой.

index.php?t=getfile&id=21444&private=0

index.php?t=getfile&id=21445&private=0

Следующий плутонг, назовём его так.

index.php?t=getfile&id=21446&private=0

Михаил пристально смотрит на почищенный номер орудия, и не зря. В публикации это орудие названо № 668 ОСЗ 1905 года, и вот с ним наибольшая загадка. На любезно предоставленных фото ПаВлиН'а 2004 года я бы этот номер прочитал бы как 568. И чуть дальше там ещё выбита цифра "4". Сейчас же номер почищен от краски, и там явно видно 584. Правда, с большими интервалами между цифрами. Никакого намёка на "6" между "5" и "8". Но и краска там не сошрябана до конца. Вот такая загадка пока, в качестве рабочей гипотезы принял бы № 584. Год изготовления сейчас прочитать невозможно, на более ранних снимках видно 1906.

index.php?t=getfile&id=21447&private=0

index.php?t=getfile&id=21448&private=0
  • Вложение: DSC_6621_small.jpg
    (Размер: 76.34KB, Загружено 1019 раз)
  • Вложение: DSC_6622_small.jpg
    (Размер: 52.63KB, Загружено 953 раза)
  • Вложение: DSC_6623_small.jpg
    (Размер: 81.12KB, Загружено 1002 раза)
  • Вложение: DSC_6624_small.jpg
    (Размер: 62.25KB, Загружено 980 раз)
  • Вложение: DSC_6624_frag.jpg
    (Размер: 82.95KB, Загружено 957 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45055 является ответом на сообщение #45054] чт, 13 июня 2013 23:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Следующее орудие - "М.А." № 805 ОСЗ изготовления 1915 года. Всё верно. Казённый срез закрашен, и это счастье, что кусок краски над номером отскочил, а вот год изготовления едва угадывается, на месте я его прочитал неправильно, и только обработав картинку, получилось едва угадать цифры 1915. Литеры "М.А." присутствуют на своём месте перед площадкой для квадранта.

index.php?t=getfile&id=21449&private=0

Осталось последнее орудие - № 207 ОСЗ скорее всего 1899 г. изготовления. Казённый срез закрашен, год изготовления не читается, он и на более ранних снимках едва угадывался. Место, где обычно располагались литеры "М.А." закрыто обоймой.

index.php?t=getfile&id=21450&private=0

index.php?t=getfile&id=21451&private=0

Ну и цветатстая картинка на закуску - чисто для эстетического удовольствия... Very Happy

index.php?t=getfile&id=21452&private=0

Да, ещё одно замечание. На орудиях №№ 644 ОСЗ и 104 ПОЗ есть надписи о перестволении. Сейчас они закрашены и не читаются. Но они есть... )))

На этом у меня пока всё. Всем спасибо за терпение!
  • Вложение: DSC_6625_small.jpg
    (Размер: 74.29KB, Загружено 982 раза)
  • Вложение: DSC_6596_small.jpg
    (Размер: 69.32KB, Загружено 962 раза)
  • Вложение: DSC_6597_small.jpg
    (Размер: 64.82KB, Загружено 984 раза)
  • Вложение: DSC_6633_small.jpg
    (Размер: 89.86KB, Загружено 841 раз)
Re: Аврора, крейсер [сообщение #45061 является ответом на сообщение #45055] пт, 14 июня 2013 00:00 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Алексей
Сообщений: 347
Зарегистрирован: декабря 2010
Географическое положение: Мурманск
Спасибо за обзор!
Дополню...
№ 212 ОСЗ 1899 М.А. - замок открывается вправо, следовательно башенное с "Ростислава" и соответственно - М.А. Судя по наличию советских "весовых" клейм, орудие перестволено...
А вот стволы ОСЗ №№ 207 и 208 с годом выпуска на казне 1907 (по Гаврилкину), к "Ростиславу", как и к М.А., похоже, не имеют никакого отношения...
Не знаю, как ПОЗ и Шнейдер, а ОСЗ М.А. - С.А. различить достаточно просто по выборке на казённом срезе "на 6 часов" для лотка раздельно-гильзового заряжания принятого на флоте. 6"/45 Военного ведомства (изначально унитарного заряжания)этой выборки не имели, но имели на месте выборки клейма С.А. Классический пример - орудие на финском острове Болакс: № 195 ОСЗ 1906 С.А. Видно, что клеймо С.А замок не закрывает. Обратите внимание на № - 195 и на год - 1906 - вполне соответствуют году выпуска и номерам №№ 207 и 208 ОСЗ С.А.... Помнится, как-то мы с Вами это обсуждали. Cool

[Обновления: пт, 14 июня 2013 00:17]

Известить модератора

Re: Аврора, крейсер [сообщение #45070 является ответом на сообщение #45061] пт, 14 июня 2013 15:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
ava
Сообщений: 3917
Зарегистрирован: июля 2008
Географическое положение: Донецк
Спасибо за дополнение. По "С.А."/"М.А." если честно, то действительно забыл, как только поднявшись на борт, увидел почищенный от краски кусочек казённого среза на 136 ПОЗ.

По нумерации надо ещё посмотреть, подумать. Получается, что близкие номера производства ОСЗ "М.А.", причём даже большие, относятся к более ранним годам, чем меньшие номера "С.А.". Надо будет иметь в виду.

И у меня остался самый главный вопрос: кто же именно взялся краску пообдирать? Кому "спасибо" говорить?

[Обновления: пт, 14 июня 2013 15:39]

Известить модератора

Предыдущая тема: Музейные новости
Переход к форуму:
  


Текущее время: пт окт #d 02:14:23 MSK 2020